Срок отсрочки по уплате госпошлины: закон или практика?
После вступления в силу Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ, существенно изменившего размеры государственной пошлины, уплачиваемой, в том числе, за обращения в суды, особую актуальность приобрел институт отсрочки уплаты данного сбора.
Вместе с тем, применение данного правового института вызывает ряд вопросов. В частности, о сроке отсрочки, о возможности его увеличения и последствиях его несоблюдения.
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СРОКА ОТСРОЧКИ ПО УПЛАТЕ ГОСПОШЛИНЫ
В соответствии со ст. 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании подпункта 1 пункта 1 стати 333.18 НК РФ плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы.
В соответствии с п. 2 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
С учетом положений п. 2 ст. 333.41 НК РФ на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка.
Согласно п. 1 ст. 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 64 НК РФ установлено, что отсрочка предоставляется на срок, не превышающий одного года.
Таким образом, срок отсрочки ограничен законом, и возможность его продления не предусмотрена.
ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ СРОКА ОТСРОЧКИ
Несмотря на вышеизложенные положения налогового законодательства, суды, как правило, предоставляют отсрочку по уплате госпошлины не на год, а до рассмотрения спора по существу (что зачастую превышает установленный законом годичный срок).
Можно предположить, что подход судов продиктован стремлением к процессуальной рационализации, поскольку в таком случае одновременно разрешается и вопрос лица, за счет которого подлежит взысканию данный сбор – проигравшей стороны. Не секрет, что и сторона, ходатайствующая об отсрочке, по существу, рассчитывает не столько на перенос даты уплаты, сколько на «освобождение» от этого бремени путем «переложения» данной обязанности на своего процессуального оппонента.
Вместе с тем, институт отсрочки уплаты госпошлины имеет совершенно иное назначение, никак не связанное с определением обязанного лица, в связи с чем, оправданность такого подхода судов сомнительна.
Крайне спорно и наличие у суда оснований для продолжения рассмотрения спора за пределами установленного законом срока отсрочки, в случае ее неуплаты.
При указанных обстоятельствах, продолжая рассматривать спор, суд фактически распространяет на данную ситуацию правовую позицию, закрепленную в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», согласно которой «в тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, увеличения истцом размера исковых требований после обращения в арбитражный суд, вопрос о взыскании неуплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины разрешается судом исходя из следующих обстоятельств.
Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета, применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ. При отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, увеличившего размер заявленных требований после обращения в суд, лица, которому была дана отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины».
При этом, следует заметить, через год после подачи искового заявления (иного из перечисленных процессуальных документов, перечисленных в пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ) возникает ситуация несвоевременной уплаты сбора, и как следствие, возникают основания для начисления пени в соответствии с положениями п. 1-5, 9 статьи 75 НК РФ.
Велика вероятность того, что происхождение формулировки «до рассмотрения спора по существу» связано с тем, что все сроки рассмотрения дел в процессуальных кодексах не превышают года. И определяя срок отсрочки событием (моментом рассмотрения спора по существу), суды полагали, что предоставляют ее в пределах года. Оснований для уплаты пени в таким случае не возникнет. Впрочем, как бы то ни было, используемая судами формулировка срока предоставления отсрочки «до рассмотрения спора по существу» не может быть признана соответствующей действующему закону.
Таким образом, в случае предоставления судом отсрочки по уплате госпошлины до рассмотрения спора, начиная с момента истечения года с подачи иска и до вынесения судебного акта, завершающего рассмотрение дела в первой инстанции, вопрос об уплате (взыскании) госпошлины фактически «зависает» вне правового поля. А об обязанности уплаты пени, несмотря на наличие правовых оснований ее начисления и взыскания, и вовсе забывается.
Вас может заинтересовать





