«Невостребованный» порядок отсрочки уплаты госпошлины

Наряду с вопросами, связанными с законодательно установленным сроком отсрочки по уплате госпошлины, интерес представляют и вопросы порядка подтверждения лицами права на отсрочку.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

В п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснено, что предоставление отсрочки уплаты государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не позволяет исполнить обязанность по уплате государственной пошлины на этапе обращения в арбитражный суд, направлено на обеспечение доступности правосудия и реализацию права на судебную защиту.

Вместе с тем, порядок оценки имущественного положения лица для целей предоставления отсрочки (рассрочки) от уплаты госпошлины, которым до декабря 2024 пользовались суды, нельзя признать актуальным и, тем более, нормативно обоснованным.

Так, судами, для разрешения вопроса о предоставлении отсрочки, как правило, принимались во внимание следующие документы, устанавливающие имущественное положение заинтересованной стороны, и прилагаемые ею к ходатайству:

— подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица — заинтересованной стороны);

— подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.

Вместе с тем, такой порядок оценки имущественного положения стороны по делу в целях предоставления отсрочки основан на п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 № 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине».

Указанное постановление не признано утратившим силу. Вместе с тем, актуальность его нормативности в условиях существенности произошедших с момента его публикации изменений в законодательстве о государственной пошлине явно утрачена.

На момент принятия Пленумом ВАС РФ вышеуказанного акта действовал Закон РФ «О государственной пошлине» от 09.12.1991 № 2005-1 (утратил силу с 01.01.2005 года в связи с принятием Федерального закона от 02.11.2004 № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации  и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»), а также Арбитражный процессуальный кодекс 1995 года (утратил силу с 01.09.2002 после вступления в силу Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года).

«ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ» РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТСРОЧКИ ПО ГОСПОШЛИНЕ НАЛОГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Поскольку госпошлина по своему экономическому содержанию представляет собой ни что иное, как сбор за совершение действия, интеграция положений, регулирующих исчисление и уплату данного сбора в кодифицированное законодательство о налогах и сборах являлось закономерным процессом. При этом специальный характер норм о данном сборе, помещение их в часть вторую Налогового кодекса РФ, и наличие отсылочных норм (п. 1 ст. 333.41 НК РФ) к нормам части первой НК РФ, отчетливо указывают на возможность применения к регулированию отношений по взиманию государственной пошлины и иных положений общей части налогового законодательства.

Ни Закон о госпошлине, ни АПК РФ не содержали положений об условиях и порядке предоставления отсрочки, в связи с чем, вышеуказанное постановление Пленума ВАС РФ восполняло пробел в законодательстве и одновременно обеспечивало единообразие правоприменения. Но с кодификацией в 2005 году норм о госпошлине, регулирование условий предоставления отсрочки по уплате данного сбора фактически получило нормативное закрепление в статье 64 НК РФ. Причем данное регулирование обрело более актуальные формулировки, включающие на сегодняшний даже положения о цифровых активах.

Так, согласно п. 2 ст. 64 НК РФ основанием для получения отсрочки (рассрочки) является финансовое положение заинтересованного лица, не позволяющее уплатить налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность их уплаты этим лицом возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы;
  2.  непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременной уплаты налогов, сборов, страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета денежных средств в объеме, достаточном для своевременной уплаты этим лицом налогов, сборов, страховых взносов, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
  3.  угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов;
  4. имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов;
  5.  роизводство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
  6. наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и (или) сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, установленных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
  7. невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, определяемая в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

В зависимости от основания предоставления отсрочки пунктом 4 статьи 64 НК РФ предусмотрены пакеты документов, подтверждающих имущественное положение заявителя.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦА (СТ. 64 НК РФ)

Применительно к государственной пошлине наиболее распространенным основанием, как правило, является основание, указанное в подпункте 4 п. 2 ст. 64 НК РФ. Исходя из п. 4 ст. 64 НК РФ, в этом случае у заинтересованной стороны возникает обязанность представления для подтверждения имущественного положения следующих документов:

  1. справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств (электронных денежных средств, драгоценных металлов), справки оператора платформы цифрового рубля о ежемесячных оборотах цифровых рублей за каждый месяц из предшествующих месяцу подачи указанного заявления трех месяцев по всем счетам этого лица в банках, счету цифрового рубля (при наличии счета цифрового рубля), в том числе закрытым в указанный период, при обращении с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, указанным в подпункте 4 или 7 пункта 2 настоящей статьи, справки банков о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, с раскрытием содержащейся в них информации либо об их отсутствии в этой картотеке на всех счетах этого лица в банках;
  2.  справки банков об остатках денежных средств (электронных денежных средств, драгоценных металлов) на всех счетах этого лица в банках, справки оператора платформы цифрового рубля об остатках цифровых рублей на счете цифрового рубля (при наличии счета цифрового рубля) при обращении с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи; перечень контрагентов — дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами — дебиторами, и сроков их исполнения. Заинтересованное лицо вправе предоставить аналогичную информацию об иных обязательствах и основаниях их возникновения;
  3. документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки или рассрочки, указанные в пункте 5 настоящей статьи (с учетом абзаца пятого п. 5 ст. 64 НК РФ — это сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание)).

Таким образом, в системе действующего нормативного регулирования содержится четкий перечень оснований, по которым финансовое положение заинтересованного лица, может быть признано как требующим оперативной поддержки, так и достаточным, чтобы предполагать исполнение им обязанности по уплате госпошлины в будущем. Кроме того, определен необходимый и достаточный, с точки зрения законодателя, перечень доказательств, позволяющих установить наличие данных оснований.

При этом использование для предоставления отсрочки по уплате госпошлины положений пунктов 2,4 и 5 статьи 64 НК РФ в неменьшей степени обеспечивает правовую определенность и единообразие правоприменения, чем постановление Пленума ВАС РФ.

ВОСПРИЯТИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКОЙ НОРМ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТСРОЧКИ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ

Следует отметить, что некоторыми судами уже используются положения пунктов 2,4 и 5 статьи 64 НК РФ при рассмотрении вопросов о предоставлении отсрочки. Так, определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.10.2021 по делу № 88-24063/2021 оставлены без изменения определения судьи Преображенского районного суда города Москвы от 13.04.2021 и апелляционное определение Московского городского суда от 02.06.2021 года, содержащие выводы о применимости при рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки по уплате госпошлины положений пунктов 2 и 5 статьи 64 НК РФ.

Вместе с тем, имеется и судебная практика, которая находит избыточными требования статьи 64 НК РФ, и придерживается мнения о возможности суда сделать выводы о неудовлетворительном имущественном положении истца и при неполном пакете документов, предусмотренном п. 4 ст. 64 НК РФ (определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2024 по делу № 88-4279/2024). При этом из содержания судебного акта невозможно установить, на основании какого доказательства суд пришел к выводу о том, что обязанность по госпошлине будет исполнена заинтересованной стороной через год. Ведь отсрочка – это не освобождение лица от обязанности, а оперативная мера временного характера, позволяющая стороне изыскать средства для уплаты сбора. И возможность получения таких средств является обстоятельством, в наличии которого суд должен убедиться на основании имеющихся в деле документов.

В утвержденном 27.11.2024 Президиумом Верховного суда Российской Федерации Обзоре судебной практики ВС РФ № 2, 3 (2024) высшая инстанция, впервые после введения положений статьи 64 НК РФ, наконец, обратилась к ее содержанию, как к регулированию порядка предоставления отсрочки по уплате госпошлины, существенно расширив список документов, подлежащих предоставлению для подтверждения права на отсрочку, по сравнению с постановлением Пленума ВАС РФ.

Так, ВС РФ отметил, что «с учетом положений статьи 64 НК РФ к сведениям, подтверждающим имущественное положение заявителя, которые суду следует оценить при решении вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, об освобождении от ее уплаты или уменьшении ее размера, в частности, относятся:

  1. подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов заявителя в кредитных организациях;
  2. подтвержденные указанными кредитными организациями данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам;
  3.  подтвержденные указанными кредитными организациями данные о ежемесячном обороте средств по соответствующим счетам за три месяца, предшествующие подаче ходатайства;
  4. при наличии у заявителя счета цифрового рубля — аналогичные сведения относительно остатка средств и оборота по указанному счету;
  5.  подтвержденные надлежащим образом сведения о заработной плате, пенсии и об иных доходах заявителя — физического лица».

Предоставление иных документов,  указанных в ст. 64 НК РФ, признано правом заявителя.

Кроме того, ВС РФ указал, что «институт государственной пошлины призван выполнять в том числе предупреждающую функцию, а также содействовать развитию примирительных процедур».

Таким образом, с ноября 2024 года ВС РФ вновь сделал попытку подменить своими разъяснениями положения закона.

Представляется, что наличие в статье 64 НК РФ четких правил получения отсрочки (рассрочки) по уплате сборов, к числу которых принадлежит и государственная пошлина за обращение в суд, не может рассматриваться в качестве препятствия доступа к правосудию. А дальнейшее развитие правоприменительной практики в русле законодательно установленных требований, а не усмотрения суда, в большей степени отвечает принципу правовой определенности.

Вас может заинтересовать

Alt

    Обратиться к нам

    Заполните форму обратной связи для получения юридической консультации
    Нажав кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных